Почему женщины отодвигают себя на задний план? Многие женщины чувствуют, что они настоящие закулисные заправилы. И верно: они принимают важные решения, способствуют продвижению своих мужей на хорошие должности, порой будучи заинтересованными сильнее, чем сами мужья. Публика знает имена мужей, однако на самом деле всем командуют их жены. Умудрено улыбаясь, эти женщины подмигивают сами себе. Они с охотой принимают то, что влияют на важные решения именно таким способом. Насколько велико влияние "незаметных" женщин, никто никогда не знает. Однако сам факт влияния льстит женщине, прославляя ее скромность и заставляя... молчать дальше. Но к чему эта застенчивость? Что мешает снискать славу, если заслуживаешь ее? Привычное объяснение этого менталитета: страх как перед успехом, так и перед поражением. Теории здесь притягиваются за уши, и, может быть, они интересны в качестве примеров объяснения внутренней жизни женщины, однако не дают ответа на главный вопрос: что могут сделать женщины для того, чтобы решиться вывести себя на сцену. Как им научиться использовать на деле те права, которые ими же провозглашаются? Как выстраивать отношения с мужьями, которые стыдятся, что зарабатывают меньше, чем они? Как можно концентрироваться на работе, если грызет чувство вины за то, что у четырнадцатилетней дочери проблемы в школе? Что можно сделать, чтобы не казаться себе отвратительной хозяйкой, видя, как муж сам гладит свои рубашки? Но это все не страх перед успехом. Это чувство вины, порожденное страхом не быть послушной девочкой. Вот что останавливает женщин прежде всего, не считая внешних препятствий, возникающих у нее на пути. К сожалению, многие матери все еще передают модель такого поведения дочерям. Это происходит опосредованно. Мать говорит ребенку: "Я спрошу у папы", а потом тихонько шепчет своему мужу о том, что дочери нельзя позволять и то, и другое... Такая мать на самом деле не утверждает свой авторитет, не возражая открыто своему ребенку. Она считает, что родители должны последовательно придерживаться одного мнения, причем обязательно отцовского. Тем самым она учит ребенка предпочитать закулисные интриги открытым и ясным действиям. Женщины часто продвигают своих мужей, желая, чтобы те занимали хорошие должности и много зарабатывали. Но мнимая польза от обеспеченной и беззаботной жизни в конце концов оборачивается голом в свои ворота — потому что женщины становятся зависимыми, прячут свои способности и в итоге не могут позаботиться о себе сами. Делая себя незаметными, они вовсе не становятся "серыми кардиналами". Потому что "серый кардинал" — это компетентный советчик, извлекающий для себя пользу из своего подчиненного положения. Означает ли пребывание у власти постоянную борьбу? Женщины полагают, что удерживать власть — это изнурительное занятие. В действительности получается наоборот: активное пребывание во власти приводит к постоянному ее приросту. Те, кто решаются снять табу с власти и тактично ею пользуются, вскоре обнаруживают, что гораздо легче приобретать большую власть, если владеешь хотя бы некоторой. Начальница, которая ставит перед своими сотрудниками четкие задачи, периодически контролируя их исполнение, предоставляет свободу действий, но не позволяет терять времени даром, — пользуется властью разумно. Когда она отправляет кого-то повышать квалификацию, увеличивает оклады, дает премии за сверхурочную работу, четко распределяет ответственность и поручает интересные задания, она получает поддержку и одобрение от своих сотрудников. А значит, она справляется со своей работой и доказывает свою способность к руководству. Ее успехи закрепляются за ней, и в дальнейшем она получит еще более сложные и важные задания. Позитивная спираль успеха пущена в ход. Хорошие девочки не участвуют в конкуренции! Женщинам часто бывает особенно трудно поручать кому-то задания, потому что они боятся стать ненужными. Это начинается с небольших неприятных поручений, которые они не хотят давать другим, и заканчивается серьезными и важными делами, в которых они боятся конкуренции. Этот страх приводит в конце концов к тому, что подчиненным раздаются незначительные задания, а сами они из последних сил выполняют рутинную работу. И все для того, чтобы сделать себя незаменимыми и не "вырастить" рядом с собой конкурентов. На это женщины тратят энергию, которая могла бы пойти на собственную карьеру. Они закрепляют за собой ярлык этакого запасного аэродрома, и тем самым лишают мотивации своих сотрудников. Препятствуя подготовке своих преемников, женщины вредят сами себе. Ведь если планировать подъем вверх по профессиональной лестнице, то обязательно нужно заботиться о преемственности — без этого собственная карьера становится маловероятной. Ошибки в использовании власти дают о себе знать тогда, когда у женщин, находящихся "у руля", закрадывается ощущение, что они работают круг- • лые сутки, в то время как остальные отдыхают за их счет. Они чувствуют себя служанками на начальственном месте. Никому нельзя доверить и с чистой совестью поручить работу. К тому же появляется потребность в некоей "руководящей руке", а отсюда уже недалеко до желания опять поискать прекрасного принца, который спасет, на руках пронесет через все препоны профессиональной жизни и аккуратно доставит в самый верх карьерной лестницы. Лишь немногие женщины распознают, что возлагают на себя слишком много обязанностей. Распространенное заблуждение "если я сама все сделаю, будет проще" заставляет женщин работать 24 часа в сутки, до изнеможения. При этом они не обладают никакой реальной властью и не пользуются возможностями управления.
Являются ли звания и титулы пустым звуком? Многие женщины беспечно обращаются со своими фамилиями. Выходя замуж, они охотно отказываются от них даже в тех случаях, когда имеют выбор. Но часто вместе со своей фамилией отдают они и свою индивидуальность. Они начинают цитировать своего мужа, скрываются за его точкой зрения, за его профессией и доходами. Не придавая ценности своему личному имиджу, они становятся всего лишь "женой такого-то". И даже те из них, которые смогли во многом остаться собой, часто цитируют воззрения своего партнера. То, что заслужили сами, они считают малоинтересным и неважным, а потому не хотят выпячивать на передний план. Нередко женщины отказываются от перечисления своих званий перед собственным именем на табличке, висящей на двери офиса. И хотя их задевает за живое, если их вдруг принимают за секретаря, они все же хотят демонстрировать свои способности, а не регалии. Сибилла имеет две научные степени и в результате ее имя выглядит так: доктор юридических наук, доктор биологических наук Сибилла Мария баронесса фон Людеритц-Шмиттен. Однако на табличке на двери ее бюро написано лишь "С. Шмиттен". Даже имя Сибилла кажется ей декадентским и экстравагантным. Звания несут в себе важную функцию — они определяют людей как тех, кто доказал свою научную и профессиональную квалификацию. Для женщин это особенно важно, поскольку в их способностях и компетентности часто сомневаются. Известно, что даже когда женщины выполняют ту же работу, что и мужчины, они не получают одинаковых званий. Да и должности внутри фирмы тоже присуждаются женщинам весьма неохотно. Часто занятие женщиной какой-либо ответственной позиции рассматривается как временное решение. Женщины принимают это как подтверждение того, что им не полагается званий. Собственно говоря, для женщин всякие звания окрашены так же негативно, как и власть. Поэтому они склоняются к тому, чтобы скромно отказаться от званий — не стремиться к ним и не требовать, потому что это вовсе не обязательно. Таким образом женщины отказываются от "отмычки", открывающей дверь к власти, влиянию и признанию. Звание обращает внимание окружающих на компетентность его владельца. Те, у кого они есть, должны прилагать гораздо меньше усилий для того, чтобы убедить других. Мужчина никогда не раздумывает над тем, как себя называть. Они говорят "инженер по продукту" или "руководитель отдела сбыта" и практически всегда обозначают себя как руководящих работников. Женщина, если ее спрашивают о звании, обычно говорит, что это не столь важно. Словом, хотя женщины и стараются получить подтверждение своих достижений, но упускают возможности пользоваться ими. Елизавета представляется в компании женщин-профессионалов и извиняется, что она не имеет научной степени. Все убеждают ее, что это совершенно не важно, и одна из женщин признается, что она тоже не имеет научной степени. Получается, для тех, кто не имеет званий, они кажутся важными. Можно ли назвать скромность в вопросе званий проявлением снобизма? Некоторые женщины — доктора наук объясняют это иначе. Они не слишком часто называют свое звание потому, что при разговоре присутствуют мужчины без звания. Они не хотят ставить коллег в неловкое и неудобное положение. В семинарах для секретарш и ассистенток часто принимают участие женщины, руководящие пятью и более сотрудниками. Однако они не представляются руководителями, как сделали бы в таком случае их коллеги-мужчины. Они скромно остаются ассистентками в области управления или влачат существование в качестве правой руки шефа. Они говорят о себе так, как если бы не были самостоятельной личностью, а неким объектом, который в беспомощном состоянии отдан в распоряжение другим. Мужчина-ассистент — это претендент на место своего шефа. Женщина в той же должности — чуть выше секретарши и в лучшем случае поднимается по служебной лестнице вместе с шефом. Нужно ли избегать риска? Женщины рассматривают власть как риск. Их отношение могло бы сильно измениться, если бы они осознали, что те, кто идет на риск, могут и выиграть. Однако для женщин риск означает то же самое, что и опасность проиграть. В бизнесе неуверенное поведение почти всегда приводит к убыткам и материальным потерям. Каждая фирма имеет конкурентов на рынке, которые не спят и постоянно продвигаются вперед. В этой обстановке только смелая политика на протяжении долгого времени может привести к успеху. Удачливы только те руководители, которые готовы к риску. Нерешительность, выжидание и лавирование почти неизбежно ведут к краху. Однако женщины часто путают смелость с отчаянностью и безрассудством. Решив вложить деньги, женщины предпочитают идти проторенной дорожкой. Они выбирают самые надежные формы вложения, даже если их прибыль при этом минимальна. Придавая огромное значение безопасности, они упускают из виду шансы на выигрыш. Кроме того, женщины считают себя недостаточно понимающими в финансовых делах, а потому полностью полагаются на те формы вложения денег, которые рекламирует банк. Модель поведения "никакого риска" распространяется почти на все области жизни. Из страха принять неправильное решение женщины идут более безопасным, но часто менее успешным путем.
Ведет ли власть к непопулярности? Страх стать менее желанной, получив власть и влияние, сидит в женском сознании очень глубоко. Светлана и Ольга — хорошие подруги, несмотря на то, что Светлана является начальницей Ольги. Однажды, посреди отпуска Ольги , две ее коллеги заболели. Светлана поняла, что ей придется позвонить Ольге и попросить ее прервать отпуск и выйти на работу. Светлана чувствовала себя несчастной: еще неделю назад подруга, лучась счастьем, говорила о своих планах увлекательного отдыха с сыном. Осознав, что ей придется очень тяжело объясняться с подругой, Светлана не нашла в себе решимости позвонить. Лучше работать день и ночь, думала Светлана , хотя чувствовала, что без Ольги не справится. И все же, понимая, что Ольге нужно провести каникулы с сыном, боясь потерять хорошие отношения, она так и не позвонила. Позже Светлана осознала, что не справляется, даже работая за полночь и в выходные. Но было слишком поздно: Ольга с сыном уже уехали. Светлана срывала сроки сдачи работы и чувствовала себя крайне скверно. "Я должна была это предугадать... Я не гожусь для такой работы..." — думала она. Таким образом, страх, что ее осудят окружающие, не позволил ей действовать сознательно и логично. Светлана не смогла грамотно распорядиться своей властью. Она не поняла, что ее роль руководителя состояла в том, чтобы обеспечить нормальную и эффективную работу сотрудников. Свои отношения с подругой она поставила выше затруднений фирмы — и пожалела об этом. Конечно, понимание Светланой желаний своей коллеги — это хорошо. Однако оно не должно стать очередной ловушкой' Женщины часто считают, что понимать других — значит предоставлять им свободу действия, даже если их поведение неудобно или обременительно. Мобилизовать людей на работу, даже в неприятных ситуациях, настаивать на своем — все это тяжело для женщин. И происходит так потому, что, еще будучи маленькими девочками, они усвоили: нужно делать жизнь окружающих как можно приятнее... Светлана — типичный пример женщины, которая пытается убрать все неприятное с дороги окружающих. Даже своей домработнице Светлана поручает ту работу, которую нельзя назвать грязной. Тамара , руководитель отдела, предоставляет право сначала сотрудникам выбрать время отпуска, а сама отправляется отдыхать в то время, которое никто не выбрал... Она работает сверхурочно — для того, чтобы сотрудники могли вовремя уйти домой. Кроме того, она берет на себя самых неприятных заказчиков и отвечает на телефонные звонки во время обеденного перерыва. Она делает все это для того, чтобы сотрудники любили ее. Прекрасно, когда между людьми, с которыми проводишь большую часть дня, есть понимание. Однако для успешной работы все же важнее хороший совместный труд. Выстроить на работе исключительно сердечные и дружеские отношения — это ложный путь. Да, важна комфортная рабочая атмосфера, отсутствие конфликтов, однако жертвование собой не приведет к повальной любви со стороны окружающих. Да и нужна ли эта любовь?.. Женщины могут реально пользоваться властью лишь тогда, когда занимают хорошее положение в социальной структуре своей профессии. Это значит, что на работе важно быть включенным во внутренние отношения фирмы. Женщина, которая добивается руководящих позиций, должна уметь наслаждаться признанием и уважением сотрудников. Эта популярность завоевывается не заискиванием и жертвами, а взаимным уважением, корректным поведением и разумной дистанцией. Конечно, женщина должна устанавливать личные контакты, заботиться о качестве отношений — только так она будет вовлечена в поток информации и обеспечит себе поддержку и сверху, и снизу. Однако начинают роиться слухи, когда женщины заботятся лишь о контакте с мужчинами — наполовину личном, наполовину профессиональном. Здесь нужна всегда ясная и отчетливая позиция. Если вы, например, на "ты" во внерабочее время, то общайтесь так же и в офисе. Флирт, эротический подтекст в общении допускайте на работе лишь в том случае, когда вам этого действительно хочется. Если вольно или невольно женщина поселяет неоправданные надежды в ком-то из коллег, это почти всегда заканчивается плохо. Проблемы появляются и в дружбе женщин, например, когда они стоят на разных ступенях служебной лестницы. Как бы ни убеждали женщины друг друга в том, что "ты для меня на первом месте", "я всегда все сделаю для тебя" — в этом случае все будет нарушено. Та дружба, которая относится к какой-то области жизни, например "я с удовольствием играю с тобой в теннис, охотно выслушиваю твое мнение, мне нравится проводить с тобой свободное время" — может существовать без особых трудностей. Однако надо быть осторожными с "братанием" на работе!
Тот, кто унизится, будет возвышен? Ложная скромность проповедуется повсюду, даже Библия в конечном итоге ее воспевает. Поэтому часто женщины опасаются поставить себя выше своих сотрудников, боясь, что те будут плохо к ним относиться и хуже работать. Анне пришла в голову блестящая идея. Она решила организовать дружеские вечера для своих сотрудниц. Раз в месяц она резервировала маленький зал в ресторане и заказывала небольшой ужин. Она считала, что это замечательная возможность запросто обменяться мнениями обо всем. Вот уже несколько месяцев Сибилла была менеджером в офисе и руководила отделом из пятнадцати человек. Ее идея была принята с восторгом. И хотя Анна пользовалась расположением женщин, работающих с ней, она надеялась повысить уровень доверия и солидарности с ними. Да, она видела, что все ее принимают и уважают, но считала, что вскоре станет совершенно "своей". В один из таких вечеров Анна шла в ресторан и ей было не по себе. Она все вспоминала, как в прошлый раз, подходя, слышала гул оживленных голосов, но стоило ей открыть дверь и войти, как все смолкли — казалось, все хорошее настроение улетучилось. Анна улыбнулась и сказала: "Нет-нет, не позволяйте мне так мешать вашему разговору!" Однако это было бесполезно — все как-то сникли. Анна была крайне разочарована. В конце концов, эта вечеринка была ее идеей и она никак не ожидала такой реакции на свое появление. Анна почувствовала себя изолированной и даже обманутой. Дружески улыбаясь, женщины отклонили ее дружбу и расположение. Ей так хотелось стать одновременно начальницей и подругой, а сейчас было больно оттого, что ее, видимо, рассматривали только как "вышестоящую инстанцию". Дала, она была лишь доверенным лицом, буфером между высшим руководством и подчиненными, своеобразным щитом для своих подчиненных. Желания Анны понятны. Стать "своей среди своих" очень заманчиво, ведь это дает чувство безопасности и доверия. Но тот, кто хочет быть равным среди равных, не может быть руководителем. Какими бы братскими ни были чувства, есть работа — она все и ставит на свои места. Какой бы искренней ни была Анна в своих отношениях, она все равно оставалась той, кто контролирует. И к числу ее задач относилось увольнение (в случае необходимости) тех сотрудников, чья работа не устраивает фирму. Анна может стать чуткой и уважаемой начальницей, но подругой своим подчиненным она быть не сможет. Подруг ей придется искать среди равных себе. Это не имеет ничего общего со снобизмом и зазнайством, а происходит с неизбежностью. Она не может выйти из своей роли руководителя даже тогда, когда сама этого хочет. Изначально в своей позиции она стоит на ступень выше своих сотрудниц. Идея совместных ужинов, безусловно, была хорошей. Однако, если Анна хотела, чтобы ее коллектив объединился, она должна была попридержать себя — и позволять себе лишь изредка заглядывать на вечеринки. Вообще, панибратство так же вредно, как и чрезмерная дистанция. Из жизненного опыта большинство знает одно правило. Если человек (женщина или мужчина) как-либо выделяется из группы равных — при помощи образования, профессиональной деятельности, материнства, богатства или бедности, — он вскоре теряет контакт со старыми друзьями. Это справедливо для всех. Люди чувствуют себя комфортно с теми, кто примерно равен им по "важности".
Женщина-руководитель должна заботиться обо всех? Эмма возглавляла крупное предприятие по торговле запчастями для грузовых машин. Она приняла эту фирму пять лет назад от своего отца, после того как закончила учиться на инженера-конструктора. Это предприятие принадлежало семье уже три поколения, и некоторые из сотрудников знали Эмму с самого детства. На работе она хорошо чувствовала себя. Еще раньше она помогала отцу, а потому хорошо знала почти всех. Кроме профессиональных качеств своих сотрудников, она была в курсе почти всех их личных забот, бед и радостей. Знать обо всем этом было для Эммы делом само собой разумеющимся, она считала совершенно естественным всегда иметь в виду заботы подчиненных. Личный секретарь работала в секретариате управления уже 15 лет. Эмма знала, что эта женщина одна зарабатывала на всю семью, состоящую из двоих уже почти взрослых детей и мужа, страдающего алкоголизмом. Все эти семейные проблемы не давали покояЭмме , и она часто говорила со своей секретаршей об этом, помогала словом и делом. Она выдавала ей аванс пораньше, вела беседы по телефону поздними вечерами. Она даже помогала в тех случаях, когда мужа надо было положить в клинику или случались неприятности с детьми. Эмма просто чувствовала себя обязанной делать все это. Судьба женщины была в ее руках, а пользоваться своей властью неприлично. Эмме и так было не по себе от того, что столько людей зависит от нее. По крайней мере, она должна была показать, что старается сделать для этих людей как можно больше. Секретарша была далеко не единственным человеком, которого Эмма поддерживала. Для одной из одиноких матерей она нашла няню, для отца одного из рабочих — место в доме престарелых. И как само собой разумеющееся она принимала то обстоятельство, что двое ее сотрудников каждый день уходили домой на четверть часа раньше — ведь им нужно было готовиться к экзаменам. Однако другой стороной этого материнского отношения стало то, что Эмма сама работала до ночи. Она была вынуждена нанять помощницу, чтобы до конца рабочего времени кто-то мог отвечать на звонки. Эмма понимала тех, кто в четыре часа заканчивал работу и хотел уйти домой. Но с точки зрения бизнеса обязательно было нужно, чтобы заказчики могли застать кого-то в офисе по крайней мере до шести вечера. Эмма не могла позволить себе приказать работать в обеденный перерыв или позже четырех. В отпускное время предприятие практически разваливалось, потому что Эмма отпускала слишком много сотрудников одновременно. Она всегда входила в положение. Не ставила на первый план свои личные интересы или интересы фирмы. Другие люди были всегда важнее. Это убеждение смешивалось со страхом Эмма пользоваться своей властью. Еще ее дедушка сформулировал девиз фирмы: "У кого власть, у того и ответственность". Однако Эмма не слышала этого "и" и считала, что она обладает лишь ответственностью. На самом деле она стала жертвой собственной идеологии, полностью потеряв из виду и свои личные интересы, и интересы фирмы. Она сделала себя "мамочкой" для своих сотрудников, стремясь обеспечить им лучшие жизненные условия. Через четыре года Эмма была вынуждена продать фирму... Исходя из таких жизненных примеров, можно сделать соответствующие выводы о женщине — руководителе, и не пытаться повторять типичные ошибки, способствующие развалу карьеры и своей личной истории успеха.
|